^Back To Top
  
  
  
Get Adobe Flash player

Питание, его роль в сохранении здоровья. Что сделано. Что могут родители.

Главный инженер-технолог управления образования Минского облисполкома Т.М.Финская

Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же. В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях Минской области, которая определяет следующие задачи:

  • обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;

  • формирование культуры питания и навыков самообслуживания;

  • отслеживание калорийности и сбалансированности питания;

  • развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач учреждениями образования задействован целый ряд сотрудников. Прежде всего, это работники пищеблока. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и полезной пищи.

Для контроля над работой пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам.

Также совет по питанию, одним из членов данного совета в обязательном порядке являются родители. В задачи данной комиссии входит пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность, и многие другие вопросы. Проводятся совещания по питанию, где обсуждаются проблемы, выявленные нарушения и другие вопросы организации питания.

Анализ изучения характера питания детей в различных регионах области дают основание утверждать, что обеспечение рационального и сбалансированного питания детей в домашних условиях далеко от желаемого. Зачастую в рационе преобладают низкосортовые мясные продукты, недостаточно кисломолочных продуктов, соков, фруктов. Более половины от суточного употребления мясных продуктов составляют продукты мясной кулинарии – сосиски и колбасы, мясные изделия в жареном и копченом виде. Углеводы, как правило, представлены в рационе такими продуктами как макароны, картошка, кондитерские изделия. Крайне редко дети употребляют каши, свежие овощные салаты, фрукты, соки. Серьезной проблемой в последние годы вследствие активной рекламы в средствах массовой информации стало массовое увлечение чипсами, цветными газированными напитками и другой продукцией, содержащей достаточное количество химических не натуральных красителей. Результаты анкетирования показывают, что сладкие газированные напитки несколько раз в день пьют 28-30% детей. Хотелось бы уделить внимание питанию детей в домашних условиях и порекомендовать:

не желательные продукты питания:

  • газированные напитки (особенно цветные); 

  •  изделия во фритюре (чипсы и т.п.); 

  • кондитерские изделия из сдобного теста; 

  • ограничение вареных колбасных изделий; 

  • исключение копченостей и консерваций на уксусе; 

желательные продукты питания:

  • напитки из клюквы, черники, голубики, плодов шиповника и т.п.;

  • если предлагаются пирожки и булочки, то с фруктовой или овощной начинкой;

  • несдобное печенье, типа крекеров;

  • зефир, пастила, мармелад, орехи;

  • при организации питьевого режима использование бутилированной воды. 

Ученые всемирного института Здравоохранения провели исследование важности водного баланса во время учебного процесса у английских школьников. В результате выяснилось, что при нарушении водного баланса работоспособность школьника падает на 33%. Если же школьник выпивает 1,5 литра воды в день, то коэффициент умственной активности не падает в течение всего учебного дня. Поэтому важным остается как в школе, так и в дошкольных учреждениях вопрос организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда должна находиться питьевая бутилированая вода. А в ассортименте буфета для школьников постоянно в продаже должны предлагаться несколько видов натуральных соков, в том числе и с мякотью.

В целях обеспечения детей щадящим (диетическим) питанием постепенно приобретается высокотехнологическое оборудование - параконвекционные печи. Их применение помогает расширить приготовление ряда блюд диетического питания. При этом обеспечивается не только высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов. Большим достоинство пароконвектоматов является то, что в них могут быть одновременно приготовлены рыбные, мясные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволяет отказаться сразу от нескольких плит и духовок, что также позволит значительно больше сэкономить расход электроэнергии.

Очень важно прививать культуру питания детей с раннего возраста.

Прежде всего, создать при приеме пищи атмосферу тепла и домашнего уюта. Чтобы столы были покрыты скатертями или специальными разрешенными покрытиями с эстетически красивым оформлением. На столах всегда находились вазочки с цветами, салфетки. Дополнялось бы все это красочными настенными натюрмортами. Для того чтобы дети всегда с удовольствием посещали школьную столовую, персонал столовой всегда встречал бы детей доброжелательными улыбками и многих детей знал бы по именам (использование бэйджиков). Кроме кропотливого труда в учреждениях образования также необходимо уделять внимание этому вопросу и родителям.

Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения высокого уровня общего образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Copyright © 2013. ГУО "Ясли-сад №28 г.Борисова" Rights Reserved.